I этап "Затерянный мир"

Дорогой друг!

Перед тобой памятка, составленная по итогам

I этапа Школы лидеров «Затерянный мир».  Предложенные советы помогут тебе стать Лидером. 
Помни, что эта памятка не догма, 
а лишь твой помощник.
Твори, придумывай, делай так, 
чтобы найти выход!


Познай себя!

Чтобы успешно вести за собой, стоит знать не только содержание работы, правила ее организации и способы оценки, но и свои индивидуальные особенности. Попробуем их узнать. Выполните задания, которые предлагаются в тесте, и узнаете о себе немало интересного. Предлагается методика самооценки лидерских качеств. Заполнив карточки ответов, необходи­мо подсчитать сумму очков в каждом столбце (не учитывая ответов на вопро­сы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41).


А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48


Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:

А — умение управлять собой; Б — осознание цели (знаю, что хочу);

В — умение решать проблемы;  Г — наличие творческого подхода;

Д — влияние на ок­ружающих;  Е — знание правил органи­заторской работы; Ж — организаторские способности; 

3 — умение работать с группой.


Оценим себя реально: Если Вы полностью согласны с приведенным утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставьте цифру «4»; если скорее согласны, чем не согласны - цифру «3»; если Вам трудно ответить определенно - «2»; если Вы скорее не согласны, чем согласны - «1»; полностью не согласны - «0».

1.   Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
2.  Мои действия направлены на достижение понятной мне цели.
3. Я знаю, как преодолевать трудности.
4.  Люблю искать и пробовать новое.
5.   Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей.
6.   Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
7.  Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
8.    Все знакомые относятся ко мне хорошо.
9.    Я умею распределять свои силы в учебе и труде.
10.   Я могу четко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.
11.   Я хорошо планирую свое время и работу.
12.   Я легко увлекаюсь новым делом.
13. Мне нелегко установить нормальные отношения с товарищами.
14.   Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
15.   Ни один человек не является для меня загадкой.
16.   Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.
17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.
18.    Для меня важно достижение цели.
19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
22. У меня всегда все получается.
23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
24.  Я умею поднимать настроение у моих товарищей.
25.  Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
26.  Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
27.    Не существует проблемы, которую я не могу решить.
28. Принимая решения, перебираю различные варианты.
29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
30. Умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.
31. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.
32.  Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю рук.
34.  Я никогда не испытываю чувства неуверенности в себе.
35.  Я стремлюсь решать все проблемы поэтапно, не сразу.
36.  Я никогда не поступал так, как другие.
37.  Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.
38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.
39.  Я нахожу выход в сложных ситуациях.
40.  Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
41. Никто и никогда не испортит мне настроения.
42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
43. Решая проблемы, использую опыт других.
44. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.
45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
46. Я умею контролировать работу моих товарищей.
47.   Умею находить общий язык с людьми.
48.   Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.

Результаты: Если сумма баллов в столбце меньше 10, то качество развито слабо и надо работать над его совершенствованием; если сумма больше 10 - это качество развито средне или сильно. Прежде чем сделать заключение о том, лидер ли Вы, обратите внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8,15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, мы считаем, что Вы были неискренни в самооценке.


Низкий показатель «Ж» (организаторские способности)
  • Поставь себя на место другого человека. Что значит быть в его положении?
  • Поразмысли над тем, что интересует другого человека.
  • Установи, что влияет на поведение человека.
  • Работай над созданием открытых доверительных отношений, располагай к себе людей.
  • Изучи интересы, увлечения, способности товарищей.
  • При распределении организаторских заданий смотри не только на способности твоих помощников, но и на те задатки у них, которые надо разви­вать.
  • Чаще обращайся за помощью и с просьбами к знатокам, умельцам, «эрудитам» в организации различных дел.
  • Имей в виду, что не может быть совершенно равных способностей у всех и ко всему. С учетом этого строй свои требования к нему

Низкий показатель «3» (умение работать с группой)

У каждого лидера есть свой «почерк», манера, способ в организации коллективных дел. Эти свойственные лидеру приемы воздействия на личность или группу назы­вают стилем работы.

Выделяют 4 стиля:

Ранящие стрелы. Призывающий, настаивающий, жестко требующий. Эффективен в группе начинающих.

Возвращающийся бумеранг. Совету­ющий, консультирующий, коллегиальный, требующий. Эффективен в сложившихся коллективах.

Снующий челнок. Уговаривающий, просящий, компромиссный. Эффективен в зависимости от ситуации.

Плывущий плот. Соглашающийся, уступчивый, не вмешивающийся. Эффективен только как вспомогательный.


Итоги:

Как правило, лидер знает, какая у него цель, и целенаправленно идет к ней... 

Не требуется вообще никаких усилий, чтобы прийти куда-нибудь. Просто ничего не делайте, и вы сразу там окажитесь...

Однако если вы хотите достичь чего-либо осмысленного, вам, прежде всего, следует уяснить, куда вы хотите идти. А уж после того, как вы решите, куда хотите идти, следует разработать план, как туда добраться...

Это правило одинаково как для успеха лидера, так и для успеха в повседневной жизни...


Июнь, 2006 г.


"Выход из безвыходного положения там же, где вход"
                        
                    В.Л. Леви, психолог

                         

Советы, как улучшить недостаточно 
сформированные качества лидера


Низкий показатель «А» (управление собой)

  • Стремись изучить себя. Посмотри на себя внимательно в зеркало. Подумай, что привлекает людей в тебе, а что отталкивает. Что надо сделать, чтобы быть более уверенным в жизни
  • Не бойся выражать свои чувства. Тебе могут поверить лишь тогда, когда ты переживаешь. Не бойся переживать и признавать свои чувства
  • Добивайся установления тесных личных отношений с окружающими. Ищи поддержку в окружающих, но не стремись переложить свое волнение на них
  • Спокойно принимай свои неудачи и учись на них. Это необходимо, так как неудачи - это тоже опыт, правда, о котором иногда приходится жалеть
  • Оценивай, чего ты стоишь. Нужно давать правильную оценку своим удачам. Это придаст тебе уверенности
Низкий показатель «Б» (осознание цели)
  • Действительно ли твои цели важны для тебя? 
  • Реальны ли твои цели?
  • Вкладываешь ли ты в достижение целей достаточно сил?
  • Соответствуют ли твои цели новым обстоятельствам?
  • Достаточно ли ты привлекаешь к достижению целей окружающих?
Низкий показатель «В» (умение решать проблемы)
  • Удается ли мне правильно выделить в проблеме главное?
  • Рассматриваю ли я различные варианты решения проблемы или хватаюсь за первый, который мне сразу понравился?
  • Изучаю ли я опыт других, прежде чем принять решения?
  • Насколько при принятии решения учитываю реальную ситуацию (время, люди, материальные средства)?
  • Поддерживают ли мои решения мои товарищи?
Низкий показатель «Г» (наличие творческого подхода)
  • Ценишь ли ты творческий подход в других людях?
  • Готов ли ты к неопределенности?
  • Веришь ли ты в свои творческие способности?
  • Можешь ли порвать с традициями?
  • Испытываешь ли потребности в переменах?
Низкий показатель «Д» (влияние на окружающих)
  • Взгляни на другого человека и обрати на него внимание.
  • Увяжи для себя имя этого человека с его индивидуальными характеристиками.
  • «Наведи мосты» между вами при помощи рукопожатия, доброго взгляда, жеста.
  • Вырази заинтересованность в общении с человеком.
  • Раскрой свои мысли и чувства. Будь готов подбодрить другого человека.
 Низкий показатель «Е» 

(знание правил организаторской деятельности)

Выясни условия выполнения организаторской задачи и свои полномочия:выдели в задаче главное и второстепенное; 

  • выясни время выполнения задачи
  • уточни свои права и обязанности, кому подчиняешься ты, кто подчиня­ется тебе
  • определи место выполнения задачи, материальные средства
 Подготовься к выполнению задания:
  • изучи опыт других, посоветуйся с педагогами
  • сделай предварительную расстановку людей
  • составь план, исходя из реальных возможностей
Подготовь к выполнению заданий своих товарищей:
  • обсуди план со всеми участниками выполнения организаторской задачи, учти поправки и замечания, прими коллективное решение действовать
Расставь людей, учитывая их возможности:
  • распредели работу между товарищами с учетом их способностей, знаний и умений
  • за каждый участок, каждую часть работы должен отвечать один человек, даже если эту часть работы выполняют двое
  • каждый должен знать свои права и обязанности
Согласовывай свои действия:
  • постоянно получай информацию о ходе работы от своих помощников
  • поддерживай связь с теми, кому ты подчиняешься интересуйся опытом других, выполняющих подобные задания, исполь­зуй этот опыт для внесения изменений в ход выполнения заданий
Обучай и инструктируй своих помощников:
  • подробно объясняй своим помощникам их задачу на определенный период работы
  • указывай своим помощникам на их ошибки, оказывай помощь в преодолении трудностей, но не подменяй их
  • подготавливай своих товарищей к выполнению роли организаторов в дальнейшем
Учитывай и контролируй работу и расход материальных средств:
  • привлекай к учету и контролю работы помощников
  • осуществляй учет времени, отведенного на выполнение частей работы
  • давай оценку работе своих товарищей только на основе достоверных данных
  • старайся выполнить задачу при наименьшем расходе материальных средств, требуй от своих помощников их экономного расходования
Будь внимателен в период завершения работы:
  • требуй отчета о работе от своих помощников
  • при возникающих затруднениях на отдельных участках организуй помощь
  • организуй сдачу неиспользованных материальных средств
Экономно расходуй свое время и силы:
  • осуществляй руководство выполнением задания через своих помощников
  • решай самые главные вопросы, не отвлекайся на мелочи, которые могут решить твои помощники, оказывай помощь в работе на самом трудном участке
Итоговый анализ - залог успешной работы в дальнейшем:
  • анализируй работу со своими помощниками и со всеми ее участниками, выявляя положительный опыт, промахи и ошибки
  • давай оценку работе на основе конкретных результатов
  • старайся поощрить, отметить работу своих помощников